Утилизационный сбор: первые итоги

Свою сверхзадачу — чтобы после вступления в ВТО на российском авторынке ничего не изменилось — утилизационный сбор по итогам сентября выполняет успешно. Что же касается защиты рынка от наплыва подержанных иномарок, то эта функция пока работает только в сегменте грузовиков

Рынок грузовиков «просел» серьезно. По информации ФТС, в сентябре ввоз машин из Южной Кореи и Китая упал на 89–97%, а из Таиланда — в 3,5 раза. Сильнее всего пострадал сегмент тяжелых грузовиков. Незначительный рост показал лишь импорт машин из Японии. Снижение поставок грузовых автомобилей произошло и у европейских импортеров: из Германии — более чем втрое, до 336 грузовиков, из Италии — почти в пять раз, до 226 машин, из Франции — втрое, до 162 единиц, из Швеции — в 4,5 раза, до 20 машин. Кроме того, снизился импорт автомобилей из Украины, которая в качестве ответной меры тоже ввела свой утилизационный сбор, и из Узбекистана.

Причины снижения импорта грузовиков — те же, что и на рынке легковых: неразбериха с документами, возникшая после введения утилизационного сбора на таможнях, и увеличение импорта в августе. Аналогичен и прогноз: в перспективе импорт хоть и медленно, но будет расти.

В целом свою функцию защиты российского грузового рынка от импорта утилизационный сбор пока выполняет. Тем не менее, доля отечественных автопроизводителей, пока еще сохраняющих лидирующие позиции на внутреннем рынке коммерческого транспорта, постепенно сокращается. По данным консалтинговой компании «АСМ-Холдинг», за 8 месяцев 2012 года было выпущено более 113 тыс. отечественных автомобилей, почти 19 тыс. машин зарубежных марок собрано в России и 103 тыс. ввезено. Из импортных грузовиков до начала действия утилизационного сбора больше всего покупали корейские Hyundai. За 8 месяцев этого года в Россию пришло 8,9 тыс. машин этой марки. Второе место поделили MAN и Ford, поставившие на наш рынок по 7 тыс. грузовиков, за ними по убывающей идут Mercedes (6,4 тыс.), Volvo (3 тыс.), IVECO (3,1 тыс.), Scania (2,9 тыс.). Сборочные производства иностранных моделей в России распределили места следующим образом: в Калуге выпущено 2,9 тыс. грузовиков Volvo и 944 Renault, в Санкт-Петербурге — 558 Scania.

Министерство промышленности и торговли России установило автопроизводителям срок — до 31 октября — для подачи списков пунктов, где можно будет сдать автомобиль на утилизацию. По словам замглавы Минпромторга Алексея Рахманова, производители, которые не сформируют такие пункты, должны будут уплатить утилизационный сбор. Одно из обязательных требований положения об утилизационном сборе — автопроизводителю необходимо иметь сеть точек по приему автохлама. Эта сеть должна охватывать все российские регионы и города с населением свыше полумиллиона человек. По данным Минпромторга, таких городов в России насчитывается 35.

По данным эксперта компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, для переработки необходимого количества автомобилей РФ потребуется около 30 шредерных заводов. При этом сейчас таких предприятий в стране всего шесть. А создание инфраструктуры по утилизации машин потребует вложения 2 миллиардов долларов. Согласно данным Алексея Рахманова, на 17 октября поступления в бюджет от утилизационных сборов импортеров составили 4,8 миллиарда рублей. На эти деньги государство планирует помогать бизнесу создавать утилизационные центры и финансово покрывать их неэффективность, пока они не выйдут на необходимую загрузку — 50–100 тысяч автомобилей в год.

www.tks.ru

Вернуться к списку новостей