Автоперевозки 2016 года: тенденции рынка

Дальше падать уже некуда

Показатели работы автоперевозчиков долгое время ухудшались. Тенденцию удалось переломить лишь летом. До этого фиксировались не более чем признаки стабилизации, которые к тому же нельзя было считать устойчивыми.

Скажем, в мае, по данным Росстата, отрасль только начала выходить из отрицательной зоны. Автоперевозки по объемам остановились на уровне прошлого года, а по грузообороту остались в минусе относительно того же месяца 2015-го (-1,4%).

О росте можно было говорить уже в июне. Но как таковой всплеск перевозок был отмечен только ближе к концу месяца. Ранее участники рынка опасались прогнозировать положительные результаты. И статистические данные за июнь для многих оказались неожиданными.

А они таковы: в первый месяц лета 2016 года было перевезено 478,7 млн т грузов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный месяц 2015-го. Этот плюс оказался таким солидным, что по итогам полугодия автоперевозки по объемам прибавили на 1,7% по сравнению с первыми 6 месяцами прошлого года.

Грузооборот в июне увеличился до 20,9 млрд т-км, превысив аналогичный показатель 2015 года на 8,2%. Итоговый результат по итогам полугодия получился скромнее: прирост составил всего 0,1%. Иными словами, по этому показателю автоперевозки практически остались всего лишь на уровне прошлого года.

Причем ни по объемам, ни по грузообороту в июне отрасль так и не смогла приблизиться к уровню 2014 года. И в июле в этом плане ситуация не изменилась. Тем не менее середина лета по достигнутым показателям выглядела довольно-таки неплохо, хотя в целом нынешнее улучшение показателей работы рынка происходило на фоне крайне низкой базы.

Поворот в направлении роста

В АСМАП объясняют летний прирост в объемах перевозок сезонным фактором. Промышленные предприятия спешили увеличить объемы отгрузки, чтобы сформировать задел на II полугодие. Ведь складские запасы заказчиков весной были сведены к минимуму и для снижения рисков в дальнейшем их требовалось пополнить вне зависимости от дальнейших прогнозов.

Кроме того, в июле немного простимулировал автоперевозки в РФ увеличившийся экспорт. Положительную роль сыграло и то, что речные пароходства из-за мелководья нынешним летом снизили транспортировки на 4,5%. Соответственно, часть грузов (например, лесоматериалы и металлоизделия) с водных дорог переключилась на автотрассы.

А автоперевозки стройматериалов в июле 2016 года подпитывал спрос в сфере дорожного строительства, несмотря на то, что в целом объемы заказов в рамках программ модернизации автомагистралей во многих регионах не выросли. Нынешний небольшой подъем связан с тем, что в мае происходила оптимизация этих программ. И, как следствие, завоз инертных грузов в конце весны был сведен к минимуму, а в июне и июле подрядчики были вынуждены нагонять отставание в объемах.

Положительную роль сыграло также введение понижающих коэффициентов возмещаемого вреда за превышение допустимых нагрузок на ось или допустимой массы автомобиля, перевозящего тяжеловесные грузы по дорогам федерального значения, которые будут действовать до 31 января 2018 года.

Источник: http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=5365&HeadingID=1

Вернуться к списку новостей